Станкостроение Германии «взлетит» в 2022 году

0
66
Немецкая ассоциация станкостроителей, VDW ru-metal.ru Эксперт.Металлообработка

В станкостроительной отрасли Германии ожидается увеличение производства на 14%.

«Этот оптимизм основан на развитии спроса на станки немецкого производства с середины прошлого года, —  пояснил председатель Немецкой ассоциации станкостроителей Франц-Ксавьер Бернхард на ежегодной пресс-конференции ассоциации VDW. – В 2021 году количество поступающих заказов увеличилось на 58%. Самый сильный прирост был со стороны спроса из других стран. Он составил 62%. Внутренние заказы также резко выросли более чем вдвое. По предварительным данным VDW, европейцы опередили зарубежные рынки. Они увеличили заказы на 90%. За ними следуют Америка — рост на 66% и Азия — на 61%.

Франц-Ксавьер Бернхард (Franz-Xaver Bernhard), председатель Немецкой ассоциации станкостроителей ru-metal.ru Эксперт.Металлообработка
Франц-Ксавьер Бернхард (Franz-Xaver Bernhard), председатель Немецкой ассоциации станкостроителей

Китай и США остаются двумя крупнейшими рынками и крупнейшими покупателями с высоким ростом, составляющим 65% и 92% соответственно. В списке топ-20 все страны увеличили свой спрос как минимум на две цифры, а некоторые даже на три цифры. Особенно хорошо шли заказы из Италии, Австрии, Чехии, Швейцарии и Индии. Италия и Австрия пользовались государственными субсидиями».

Прогноз

По прогнозу Oxford Economics, ожидается, что глобальный валовой внутренний продукт вырастет на 4,2% в 2022 году, промышленное производство — на 4,4%, а инвестиции — на 4,3%. Крупнейший покупатель, Европа, лидирует в триаде по росту инвестиций. «Мы можем выиграть от этого, потому что заказов от клиентов очень много», — сказал Бернхард. Некоторые данные по Германии были даже лучше: после слабого развития в 2021 году немецкая промышленность теперь навёрстывает упущенное. Два индикатора, деловой климат Ifo и индекс менеджеров по закупкам, также указывают на рост.

«Тем не менее, прогноз на 2022 год по-прежнему характеризуется неопределенностью», — признал Бернхард. Ввиду огромного количества заражений вирусом Oxford Economics опасается, что многие люди самоизолируются, не станут путешествовать и тем самым будут препятствовать экономической жизни. Опыт показывает, что экономика быстро восстанавливается, когда число инфекций падает. Однако слабое начало года сказывается на общем результате. Заявленная Китаем стратегия отказа от Covid также затрудняет нормализацию цепочек поставок.

Восстановление быстрее, чем ожидалось в 2021 году

После глубокого спада в станкостроительной промышленности, вызванного пандемией 2020 года, в прошлом году отрасль снова получила хороший старт с хорошими заказами. По оценкам VDW, в 2021 году компания произвела машин и услуг на сумму около 12,7 млрд евро. Это соответствует увеличению на 4%. Бизнес двигался за счет экспорта, который рос в два раза быстрее, чем производство, на 8%. Америка лидирует в иностранном бизнесе с плюсом 13%, за ней следует Азия с плюсом 11 и замыкающая Европа с ростом на 5%. Среди десяти крупнейших рынков – Чешская Республика, Италия, Мексика, Китай и Нидерланды – продемонстрировали двузначный рост. Китай восстановился после резкого спада в 2020 году.

Напротив, продажи на внутреннем рынке упали на 5% из-за нежелания автомобильной промышленности инвестировать. Лишь незначительное увеличение потребления на 1% было поддержано импортом, который вырос более чем на одну десятую. Загрузка производственных мощностей в январе 2022 года составила 87,2% по сравнению с 72,7% годом ранее. С 64 000 сотрудников занятость в декабре снизилась на 6,1% по сравнению с предыдущим годом.

Самые большие проблемы — узкие места в доставке и нехватка квалифицированных рабочих

«Узкие места в цепочках поставок электронных компонентов и металлических изделий были основной проблемой для отрасли в прошлом году, и они продолжаются», — сообщил Бернхард. Согласно опросу, проведенному в конце 2021 года, эти проблемы охватили почти всех производителей станкостроения. В частности, нехватка чипов дважды ударила по компаниям. С одной стороны, ограничила возможности крупных клиентов, например, автомобильной промышленности. С другой стороны, отсутствие чипов для управления, одного из самых важных компонентов станка, а также для шлюзов, пограничных компьютеров или приводов, задержало доставку заказанных машин.

Причины нехватки чипов начались со снижения заказов в начале пандемии. В результате мощности были остановлены, а поставки перенаправлены на производство товаров народного потребления. Производственные мощности для новых поколений чипов требуют времени. Грузовое пространство также ограничено из-за закрытия аэропортов и портов в Китае в рамках строгой политики страны по борьбе с вирусом. «Это может снова обостриться в любое время», — предупредил Бернхард. В течение некоторого времени повышенный спрос на некоторые продукты для самозащиты оказывал дополнительное давление на поставщиков.

Для станкостроения возможности влияния и компенсации в краткосрочной перспективе очень ограничены. Переход на новое поколение чипов требует времени, потому что разработка может занять несколько человеко-лет. «На данный момент остается только проявить большую изобретательность при закупке материалов и согласиться на более высокие цены», — говорит председатель VDW. В среднесрочной перспективе всё более важным станет построение стабильных цепочек поставок и диверсификация числа поставщиков для уменьшения зависимости.

Профессиональное образование

Почти все станкостроительные компании считают нехватку квалифицированных рабочих такой же серьезной проблемой, как и проблемы с доставкой. Согласно опросу, более двух третей производителей хотят увеличить штат постоянных сотрудников в текущем году. Напротив, количество вакансий в машиностроении в декабре 2021 года было примерно в два раза выше, чем в конце 2020 года. Сокращается также количество желающих пройти обучение и количество заключенных ученических договоров.

Наличие квалифицированных рабочих является необходимым условием конкурентоспособности в узкоспециализированной станкостроительной отрасли. «А квалифицированным специалистам требуется квалифицированная подготовка», — сказал Бернхард. Он призвал как компании, так и политиков активно подчеркивать привлекательность профессионального обучения. Он предлагает столько же возможностей, сколько и академическая карьера. Компании должны подчеркивать свою привлекательность и при необходимости предлагать хорошее обучение и специальную поддержку. Ученики должны быть связаны с компанией даже после их обучения посредством предложений о дальнейшем обучении, возможностей продвижения по службе и соответствующего повышения заработной платы. Политики, со своей стороны, также должны подчеркивать важность профессионального обучения и поддерживать промышленно-технические училища. Они также являются образцами для подражания, потому что они часто лучше оснащены, чем другие типы школ, с точки зрения технологий. Чтобы продолжать продвигать оцифровку, многим другим профессиональным учебным заведениям необходимо разрешить независимое бюджетирование, что позволит им инвестировать под свою ответственность.

Энергетический переход открывает потенциал для станкостроения

С объявленным энергетическим переходом акцент также смещается на преобразование энергетической отрасли.

VDW поручил консалтинговой фирме Strategy Engineers (Мюнхен, Германия) исследовать потенциал станкостроения. Исследование находится на завершающей стадии и будет представлено членам VDW во второй половине марта.

Большинство крупных промышленно развитых стран разработали амбициозные стратегии по сокращению выбросов CO2. Энергетический сектор здесь является ключевым фактором, так как именно здесь в настоящее время производится 25% выбросов. Центральными строительными блоками являются расширение использования энергии с низким уровнем выбросов, расширение энергосистемы и развитие водородной экономики. «В целом, переход на безэмиссионные источники энергии — это глобальная гигантская задача, для решения которой ежегодно во всем мире необходимо инвестировать триллионы евро», — сказал Бернхард.

Из-за небольших объемов и длительного срока службы энергетика до сих пор не была в центре внимания производителей станков. Однако более высокие инвестиции в настоящее время приводят к увеличению количества механических компонентов для ветряных турбин (например, редукторов, систем слежения и крупных подшипников), двигателей внутреннего сгорания, связанных с переходом энергии (газовые турбины), комплексных механических периферийных компонентов, например, в области тепловых насосов для отопления (генераторы, компрессоры) и перспективных компонентов для производства водорода (электролиз) и применения в мобильных и стационарных топливных элементах (системы топливных элементов с дымовой трубой, а также так называемые балансовые установки с компрессоры, клапаны, насосы и др.)

«Насколько большим будет объем в отдельных областях, зависит от скорости преобразования», — заключил Бернхард. До сих пор было сделано много заявлений о намерениях. Политики должны теперь создать надёжные рамочные условия для реструктуризации, чтобы компании также могли переориентироваться, если они видят здесь возможности.

Станкостроение Германии входит в пятерку крупнейших отраслей машиностроения. Отрасль поставляет производственные технологии для металлообработки во все отрасли промышленности и вносит значительный вклад в инновации и повышение производительности в промышленности. Благодаря ключевому положению для промышленного производства, развитие станкостроения является важным показателем экономической динамики всей отрасли. В 2021 году отрасль, в которой работает в среднем около 64 500 человек (компании с более чем 50 сотрудниками), произвела машин и услуг на сумму около 12,7 млрд евро.

close