Денис Полевщиков: Импортозамещение как вектор развития новых направлений в станкостроении

0
162

Денис Полевщиков, генеральный директор ООО «СТАН», выступил с докладом «Импортозамещение как вектор развития новых направлений в станкостроении» на Online круглом столе «Импортозамещение в станкоинструментальной промышленности» 18 августа 2021 года.

Модератор — Дмитрий Забельян, управляющий партнер ООО «БИТМ АВИА»: Сегодня мы поговорим на очень важную тему – имортозамещение в станкоинструментальной промышленности; польза и возможныйвред этой программы. Организаторы нашего круглого стола — журнал «Эксперт. Металлообработка». Компании-партнеры трансляции: ООО «БИТМ АВИА» и «DMG MORI Россия». Партнеры проекта: ООО «Интехника» и ООО «4А –Созвездие».

Дмитрий Забельян: Станкоинструментальная отрасль — системообразующая, по сути она является фундаментом любой индустрии. Если мы говорим про отечественную индустрию, будь то авиационная промышленность, судостроение, медицина или любая другая, то её невозможно представить без соответствующего оборудования, на котором производится та или иная техника.

В интервью газете «Коммерсант» от 15 декабря 2014 года первому замминистра промышленности и торговли Глебу Никитину задали вопрос: «Сколько времени потребуется на импортозамещение в станкостроении и какой объем госсредств нужно вложить?» Он дал следующий ответ: «По нашим оценкам, потребуется около пяти-семи лет с учетом наращивания научно-технической и производственной базы отечественных предприятий, чтобы выйти на целевой уровень импортозамещения по наиболее востребованным позициям оборудования. Нужно дофинансирование в размере около 12-15 млрд рублей бюджетных средств в перспективе 2015-2020 годов, которые пойдут на освоение новых технологий и создание серийных производств. Ключевыми направлениями импортозамещения мы считаем многокоординатную обработку, ультрапрецизионное оборудование, тяжелые станки, металлообрабатывающий инструмент».

С момента этого интервью прошло примерно семь лет. Мне кажется, что это очень удачный момент, чтобы оглянуться и посмотреть, что за это время сделано, где мы сегодня находимся, что ждет нас впереди и с какими трудностями сегодня сталкиваются те компании, которые уже являются признанными российскими производителями, те компании, которые хотят получить сертификаты российского производителя.

Мы послушаем доклады компаний, которые занимаются локализацией производства импортной техники на территории Российской Федерации.

Денис Полевщиков: Импортозамещение как вектор развития новых направлений в станкостроении

Денис Полевщиков, генеральный директор ООО «СТАН»: Сегодня тема станкостроения выходит на первый план, в том числе и на государственном уровне. Станки – это первое производственное звено, без которого невозможно создание высокотехнологичной продукции в любом секторе экономики. Доля рынка российской станкостроительной продукции на фоне иностранных поставщиков очень небольшая. Для отечественных производителей – это пространство для развития, где будет идти борьба не за один-два процента, а за десятки. Очевидно, что это дело времени. Вопрос стоит не в том, будет импортозамещение или нет. Конечно, будет, и в сложившейся экономической обстановке состоится оно при концентрации внимания на стимулирование российских производителей в различных отраслях. Мне кажется, что вопрос стоит более конкретно: как это сделать быстрее. Семь лет – это довольно много в условиях мировой и российской экономической турбулентности. Задаваясь этим вопросом, хочу подсветить несколько моментов и высказать свои мысли.

Я взял случайные три года производства станков «СТАН». Из 214 поставленных станков 156 –уникальные мотор-шпиндельные. Это прекрасная характеристика, которая показывает, что ни о каком более-менее спокойно прогнозируемом составе номенклатуры мотор-шпинделей говорить не приходится. Я уверен, что именно поэтому в России никаких мотор-шпинделей не выпускается в таком формате, что их можно ставить на станки.

То же самое можно увидеть во всех других комплектующих. Почему? Потому что за длительный период 90-х и 2000-х, когда рынок был открыт, в Россию приходили импортные станки различных школ и направлений: китайские, американские, европейские. Образовался очень обширный спектр различных вариаций станков, которые во многих случаях друг друга дублируют и являются аналогами. Открылась хорошая возможность для конкретных заказчиков для разнообразного заказа различных станков. Российским производителям приходится отвечать на этот заказ попыткой копировать станки разных производителей, то есть не делать свой аналог, который заменит целый набор других, а практически гнаться за ТЗ конкретных производителей.

«СТАН» имеет несколько заводов и примерно 11 модельных линеек разной степени обширности. Мы провели анализ в аналоги какому количеству фирм мы попадаем. Оказалось, что наши 11 линеек – это аналоги примерно 25 компаний, причем эти 25 компаний можно запросто поделить на три и ничего для качества рынка не пропадет. Эта ситуация на деятельном уровне существенно тормозит темпы импортозамещения. Казалось бы, мы уже имеем целый набор постановлений, которые подталкивают и стимулируют развитие, и уже выложена целая законодательная обвязка, которая, может быть, еще находится на старте своего развития, но дает надежду. Однако ситуация именно рыночного многообразия станков и привычек наших заказчиков остается открытой. Я понимаю, что мы не можем, как в советские времена, написать рекомендуемые ряды комплектующих, рекомендуемые ряды станков и подталкивать наших заказчиков жить в этих рядах, но такая работа, которая формировала бы наши внутрироссийские стандарты делового оборота или стандарты инженерной школы, по-моему, была бы очень ценна. Возможно, в формате рекомендаций она стала бы полезной, если бы проводилась на уровне госстандарта или отраслевых институтов. Наверняка есть возможность сформировать рекомендуемые ряды для каждой отрасли с учетом ее специфики. Мы под них с удовольствием подстроимся. Практика нескольких лет показывает, что российские станкостроители, среди которых находится и «СТАН», вполне умеют делать станки. Вопрос стоит не в том, умеют ли они их делать, а в том, как делать быстро и дешево. В этом смысле моя забота о таких рекомендуемых рядах, таких практиках стандартизации – это скорее забота о создании пространства для более быстрых сходов импортозамещения.

В России есть ряд производителей, которые делают станки, находящиеся в узконишевых сегментах. Их производится мало, и они дорогие. Например, в группе компаний «СТАН» есть предприятие «Шлифовальные Станки» — производит шлифовальные станки для обработки сложных профилей, тугоплавких металлов и так далее. Эти станки даже на мировом уровне довольно редкое явление. Мне кажется, что такие предприятия требуют особого отношения и регулярного заказа ОКР со стороны крупных корпораций и государственных компаний. Их цена должна быть конкурентной, чтобы позволять им развивать научно-технический потенциал и свою модельную линейку. Это вызвало бы дополнительный темп развития эффективности.

Дмитрий Забельян: Компания «СТАН» экспортирует свое оборудование?

Денис Полевщиков: Нет, не экспортирует. Наша задача насытить внутренний рынок.

Дмитрий Забельян: Но мы же понимаем, что емкость российского рынка невелика, и вырастить хорошее самоокупаемое и приносящее прибыль предприятие внутри этой емкости рынка, да еще и с бешеной внешней конкуренцией – это очень тяжелая задача.

Денис Полевщиков: Не могу сказать за всех производителей, потому что у каждого свой сегмент, своя ниша. В тех сегментах, где мы находимся, в ближайшие несколько лет есть куда расти, причем в разы. Мы регулярно мониторим запросы, закупаемое оборудование, у нас есть список того, что мы можем развивать в своих модельных рядах. Я считаю, что «СТАН» может достичь на российском рынке самофинансирования своих ОКР, это вполне решаемая задача. Все-таки нас нельзя сравнить с авиастроением, где продукция стоит на порядки дороже и барьеры входа на порядки больше.

Павел Нестеров: Почему «СТАН» не выходит на экспортные продажи, ведь российский рынок ограничен по объему, он меньше, чем немецкий или китайский?

Денис Полевщиков: Наша сила продаж на российском рынке сейчас намного больше, чем на немецком. Российский рынок сейчас и в ближайшее время для нас подходит по объему. Еще лет пять для нас на российском рынке будет пространство, где есть, чем заниматься и что делать.

close