Четверг, 18 июля, 2024
ДомойГлавнаяПредложения по «донастройке» налоговой системы РФ с позиций машиностроительных и обрабатывающих производств

Предложения по «донастройке» налоговой системы РФ с позиций машиностроительных и обрабатывающих производств

Предложения по «донастройке» налоговой системы РФ с позиций машиностроительных и обрабатывающих производств

Ассоциация «Росспецмаш», в которую входят более 240 компаний по производству сельскохозяйственной, строительно-дорожной, прицепной техники, пищевого оборудования и компонентов, направила на имя председателя правительства России Михаила Мишустина предложения по «донастройке» налоговой системы РФ.

Текст письма:


Исходя из поручений, данных Президентом Российской Федерации, изменения, или «донастройка» налоговой системы страны должна иметь первоочередную цель не только и не столько в обеспечении дополнительных поступлений в бюджет за счет увеличения налогового бремени, а в первую очередь в стимулировании ускоренного развития несырьевых секторов экономики, что в последствии приведет к росту налогооблагаемой базы и увеличению доходов бюджета даже при более низких налоговых ставках.

Анализ предложенных Минфином России изменений в законодательство о налогах и сборах позволяет сделать следующие выводы и предложения.

  • Налог на доходы физических лиц и взносы в Социальный Фонд

В текущей ситуации предприятия машиностроения испытывают острый кадровый голод. Несмотря на то, что уплата налога на доходы физических лиц является обязанностью сотрудников, фактически расходы по данному виду налога ложатся на работодателя, так как наблюдается высокая конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Поэтому есть смысл говорить об «эффективной» ставке налогов и взносов с заработной платы работника.

Для повышения привлекательности и престижа специальностей, необходимых для устойчивого развития машиностроения Российской Федерации, предлагается к рассмотрению введение возврата уплаченного НДФЛ в размере 6% работникам обрабатывающих производств (за исключением производства напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургического производства), чей суммарный годовой доход не превышает 600 тыс. рублей.

Обоснование

На сегодняшний день с каждого рубля полученной работником зарплаты уплачивается НДФЛ (по ставке 13% для заработной платы менее 5 000 тыс. рублей в год и 15% для более высоких окладов), взносы на пенсионное обеспечение работника по старости, медобслуживание и пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам (в сумме 30% от заработной платы менее 2 225 тыс. рублей и 15,1% для большего дохода) и взносы на обеспечение выплат в случае травматизма и профзаболевания (от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида экономической деятельности). Таким образом, несмотря на декларирование прогрессивной шкалы налогообложения, в России действует регрессивная шкала:

1) Затраты машиностроительного предприятия на налоги и взносы с заработной платы работника с годовым доходом 2 400 тыс. рублей:

2 400 х 13% + 2 225 х 30% + (2 400 – 2 225) х 15,1% +
2 400 х 5,5% = 1 137,9 тыс. рублей 

«эффективная» ставка = 1 137,9 / 2 400 = 47,4%;

2) Затраты машиностроительного предприятия на налоги и взносы с заработной платы работника с годовым доходом 5 500 тыс. рублей:

5 000 х 13% + (5 500 – 5 000) х 15% + 2 225 х 30% + (5 500 – 2 225) х 15,1% + 5 500 х 5,5% = 2 189,5 тыс. рублей

«эффективная» ставка = 2 189,5 / 5 500 = 39,8%.

По предварительной оценке предложенная Минфином России шкала НДФЛ обеспечит более справедливое налогообложение зарплаты, приблизит введение плоской шкалы налогообложения, но не прогрессивного подхода. Работники с более высокой заработной платы фактически уплачивают налогов меньше, чем работники с годовым доходом 2 400 тыс. рублей и менее.

Также предлагается, воспользовавшись успешным опытом по выводу «из тени» самозанятых, поднять престиж и стимул получения профильного образования и строительства карьеры в сфере промышленного производства, через материальные стимулирующие факторы. 

В настоящий момент существует явная диспропорция в налогообложении доходов работников обрабатывающих предприятий и самозанятых, например, в сфере услуг. Так, суммарные налоги и взносы с работника завода с доходом 2 400 тыс. рублей в год составляют 47% или 1 137,9 тыс. рублей, а с самозанятого с аналогичным доходом – не более 144 тыс. рублей (2 400 х 6%).   

В целях снижения диспропорции между самозанятыми и работниками обрабатывающих предприятий, предлагается поэтапно, в дополнение к мерам по снижению тарифов страховых взносов до 7,6%, вводить возврат уплаченного НДФЛ в размере 6% работникам обрабатывающих производств (за исключением производства напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургического производства), чей суммарный годовой доход не превышает 1 200 тыс. рублей.

Оценка бюджетного эффекта

Единомоментное введение предлагаемых изменений приведет к потерям бюджетной системы в размере порядка 142,6 млрд рублей (кол-во занятых с соответствующим доходом х среднемесячная з.п. х 12 месяцев х 6% = 4,4 млн чел. х 45 000,0 руб. х 12 х 6% = 142 560 млн. руб. (источник – оценка на базе данных Росстата).

При этом будет достигнут значительный рост реальных располагаемых доходов граждан, что приведет к росту потребления и повышению доходов от НДС (более 136,6 млрд руб. в год), а также налога на прибыль (более 34,1 млрд руб.) и транспортных налогов и сборов (порядка 20,0 млрд руб.), вырастут сбережения. Чисты бюджетный эффект составит – 378,3 млрд рублей.

Кроме того, увеличится мотивация работников к повышению премиальной части заработной платы, что позитивно скажется на производительности труда в промышленности.

Предложенная мера налогового стимулирования должна имплементироваться поэтапно с переходными периодами, что минимизирует негативные последствия для бюджета, которые будут компенсироваться ростом налогооблагаемой базы по НДФЛ, налогу на прибыль, НДС.

  • Налогообложение сырьевых товаров (акцизы, НДПИ, рентные платежи)

Предлагается изучить долю влияния на бюджет налогов на добычу сырья и полезных ископаемых, рентных платежей и акцизов на сырьевые товары, реализуемых на внутреннем рынке, перенести величину вышеуказанных сборов на экспортные пошлины на необработанное сырье, а также разработать комплекс мер (субсидии, налоговые вычеты) на организацию производств глубокой переработки сырьевых товаров внутри страны.

Обоснование

Минфином России предлагается повышение коэффициентов рентных платежей и акцизов на целый ряд сырьевых товаров – калийные соли, руды, природный газ для целей переработки в аммиак. Данная мера приведет к значительному росту цен на сырье и продукты его переработки на внутрироссийском рынке, при этом внешние (мировые) цены сохранятся на прежнем уровне, так как российские поставщики не имеют на них значительного влияния.

Целью данного изменения является обеспечение справедливого перераспределения сырьевых доходов между государством и добывающими компаниями, при этом не берется в расчет ущерб для внутреннего сельскохозяйственного и промышленного производства и переработки.

В целях исполнения поручений Президента России целесообразно перенести взимание ренты и акцизов на внешние контуры, то есть взымать те же суммы при экспорте необработанного сырья, а также снижать налоги на добычу. Таким образом будет обеспечен стимул развития глубокой переработки сырья внутри страны, оказана поддержка обрабатывающим производствам, так как внутренние цены станут ниже мировых.

Существует нарратив о недопустимости дополнительного налогового (или тарифного) обременения экспортных поставок сырья, так как они являются основным источником валютной выручки страны. Однако приоритизация развития внутренней переработки, стимулирование отечественного промышленного производства позволит в значительной степени снизить потребности в иностранной валюте, укрепить и стабилизировать российский рубль, а также повысить налоговые поступления в бюджет Российской Федерации.

Оценка бюджетного эффекта

Ключевая идея предлагаемого изменения состоит в том, чтобы сохранить поступления в бюджетную систему Российской Федерации от сырьевого сектора, изменив «место» взимания налогов и сборов.

Таким образом, влияние на доходную часть бюджета и налогоплательщиков сводится к нулю.

  • Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)

Предлагается повысить применимость статьи 262 части второй НК в части развития наукоемких производств, проведения НИОКР в целях развития промышленности в общем, и для технологического суверенитета страны, в частности.

Обоснование

Проектом изменений В НК предусмотрено увеличение коэффициента включения расходов на НИОКР в состав затрат с 1,5 до 2,0, что должно положительно сказаться на инновационной деятельности предприятий. Вместе с тем, темы НИОКР, расходы на которые возможно учитывать с таким коэффициентом, ограничены постановлением Правительства Российской Федерации № 988 от 24.12.2008 г.

Указанные в постановлении темы НИОКР практически не применимы к большинству предприятий обрабатывающего сектора, в том числе машино-, станко- и приборостроения, то есть отраслей, напрямую определяющих технологический суверенитет страны.

В этой связи предлагается добавить абзац второй в пункт 7 статьи 262 части второй НК в следующей редакции: 

«Налогоплательщик, основной вид деятельности которого включен в Раздел С «Обрабатывающие производства» (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), или в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в размере фактических затрат с применением коэффициента 2.»

Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности обрабатывающих предприятий предлагается расширить действие нормы и дополнить список расходов на НИОКР расходами, направленными на развитие бизнеса – обучение, безопасность жизни и здоровья и экологии, повышение производительности труда, цифровизация производственных процессов и т.д.

Оценка бюджетного эффекта

Расходы обрабатывающей промышленности на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в среднем составляют 120 млрд рублей в год (источник – Росстат, Ассоциация «Росспецмаш»). Безусловное распространение меры на все отрасли обрабатывающей промышленности приведет к сокращению поступлений в бюджетную систему в размере 30 млрд рублей (120 млрд руб. х 25%).

Рост поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, вызванный ростом инвестиционной активности, увеличением выпуска, ростом занятости научных и конструкторских кадров, повышением востребованности фундаментальной и прикладной науки, а также мультипликативным эффектом, который, например, для машиностроения составляет 3 (на 1 вложенный рубль рост выпуска составляет 3 рубля, (источник – «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года») составят не менее 49,4 млрд рублей.

  • Инвестиционный налоговый вычет и федеральный налоговый вычет

Предлагается внести в Налоговый кодекс положения, предоставляющие налогоплательщикам, основной вид деятельности которых включен в Раздел С «Обрабатывающие производства» (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), право применения федерального и регионального инвестиционного вычета на общих прозрачных условиях в отношении инвестиций на основные средства, относящиеся к 3-7 амортизационным группам и (или) суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость нематериальных активов.

Обоснование

Мера поддержки в виде инвестиционного налогового вычета утвержденная в 2017 году прекрасно зарекомендовала себя в качестве стимула инвестирования доходов и модернизации промышленных предприятий.

Вместе с тем, учитывая, что большая часть отчислений по налогу на прибыль поступает в региональные бюджеты, полномочия по формированию правил и процедур получения данной меры поддержки переданы главам регионов. Так, в ряде субъектов страны до сих пор не регламентирован и не предоставляется данный вычет (например, в Самарской области), в других регионах (например, в Ростовской области) он ограничен сроком действия Национальных проектов, в некоторых регионах он увязан на участие предприятий в кластерах и ОЭЗ.

Оценка бюджетного эффекта

По данным Росстата, размер инвестиций обрабатывающей промышленности без учета государственных инвестиций в 2023 году составил 5 613 млрд рублей. В среднем с учетом нормы прибыльности в качестве вычета может быть использовано до 30% суммы.

Применение инвестиционного вычета в отношении обрабатывающих производств приведет к снижению поступлений по налогу на прибыль в размере 117,9 млрд рублей для федерального вычета и 303,1 млрд рублей для «регионального».

Дополнительные поступления в бюджетную систему только от одного года действия меры, обеспеченные ростом инвестиций, занятости, межотраслевого спроса, экспорта, составят не менее 2 626,5 млрд до 2030 года.

  • Амортизационная премия

Предлагается рассмотреть и расширить механизм применения амортизационной премии. 

Обоснование

В предложенных Минфином России изменениях остался без внимания такой важный механизм налогового стимулирования инвестиций, как амортизационная премия. По экспертным оценкам уровень морального и физического износа промышленного оборудования в некоторых секторах экономики достигает 50-70%. Станочный парк требует глубокого обновления и модернизации. В текущей экономической ситуации эти затратные инвестиционные проекты могут оказаться критическими для сохранения устойчивого финансового состоянии большого количества предприятий обрабатывающей промышленности, если проводить их на условиях действующих механизмов.

В целях поддержки модернизации обрабатывающих производств и увеличения производительности труда на предприятиях предлагается пункт 9 статьи 258 части второй НК дополнить следующими абзацами:

«Налогоплательщики, основной вид деятельности которых включен в Раздел С «Обрабатывающие производства» (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), имеют право, если иное не предусмотрено настоящей главой, включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 20 процентов (не более 80 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 20 процентов (не более 80 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса. 

Если налогоплательщики, основной вид деятельности которых включен в Раздел С «Обрабатывающие производства» (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 20 процентов (не более 80 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 настоящего кодекса) за вычетом не более 20 процентов (не более 80 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) таких сумм.»

Оценка бюджетного эффекта

Амортизационная премия позволяет компаниям ускорить отнесение инвестиций на затраты, при этом дополнительных финансовых выгод не возникает, соответственно потери бюджетной системы на среднесрочном периоде составляют ноль рублей.

  • Разделение дополнительных доходов от увеличения налоговых ставок в бюджетную систему по сферам

Проектом изменения в Налоговый кодекс предусматривается введение прогрессивной шкалы НДФЛ и увеличение ставки налога на прибыль предприятия. Все дополнительные поступления от расширения прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц (свыше 13%) будут направлены в доход федерального бюджета. Это следует из законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Таким образом, в 2025 году ожидаются дополнительные доходы в размере порядка 533 млрд. рублей, а до 2030 года включительно общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, составит порядка 3,1 трлн рублей.

Повышение ставки налога на прибыль предприятия с 20% до 25% предполагает дополнительные поступления в бюджетную систему в 2025 году порядка 1,6 трлн рублей, а до 2030 года включительно, дополнительные поступления составят порядка 11,1 трлн рублей.

Изменения в бюджетный кодекс предполагают разделение дополнительных доходов от увеличения налоговых ставок в бюджетную систему по направлениям, дополнительные доходы пойдут на развитие социальной сферы, таких как финансирование нацпроектов «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», повышение социальных выплат, продление материнского капитала, поддержку здоровья женщин и многие другие. Дополнительные доходы от налога на доходы предприятия пойдут на стимулирование развития технологий и инфраструктуры. Однако дополнительные поступления от налога на прибыль предприятия в 3 раза превышают объем дополнительных поступлений от прогрессивной шкалы НДФЛ. Тем самым возникает диспропорция в распределении дополнительных доходов от налогов. 

Предлагается уйти от «маркировки» налоговых поступлений, так как они создают дополнительную бюрократическую нагрузку и диспропорции в разных частях бюджета, приводят к необходимости соблюдения различных процедур при передачи средств с «профицитных» статей на «дефицитные».

Оценка бюджетного эффекта

Отказ от «маркировки» налоговых и иных поступлений не потребует расходов бюджета и не приведет к его потерям. При этом снижение административной нагрузки на профильные службы приведет к экономии бюджетных средств.

В целом проект изменений предполагает большое число важных для обрабатывающих производств мер – налоговые вычеты, ускоренная амортизация, снижение налогов и платежей. Проблема в том, что распределение этих мер по отраслям, процедуры администрирования, целеполагание, показатели эффективности и прочее регламентируется ПОДЗАКОННЫМИ АКТАМИ, что зачастую обнуляет эффективность, пользу и потенциал вводимых мер поддержки и развития.

RELATED ARTICLES

Most Popular

Recent Comments